Канифоль и звук.
Канифоль широко используется как смазка для смычков. Существует множество видов канифоли для смычковых инструментов помягче, потвёрже. Продаётся канифоль для альта. Есть такая марка как скрипичная канифоль. Есть мнение, что мягкая канифоль прощает маленькие промахи исполнителю, и поэтому, на экзаменах скрипачи предпочитают именно такую канифоль.
Как появляется звук? В гитаре или балалайке всё понятно - надо пальцами дёргать за струны. Как смычёк дёргает за струны скрипки? Смычок делают из волос конского хвоста. Бывает так же искусственный конский волос. На конском волосе множество чешуек. Теоретически они и должны задирать струны, извлекая из них звук. Канифоль в этом случае, попадая под чешуйки волоса поднимает их и увеличивает сцепляющее со струной свойства смычка. Так гласит одна из самых распространённых теорий. Существует в продаже, созданная по этой теории канифоль с добавкой из золотых микрочешуек. Они должны задирать слипшиеся при натирании чешуйки волоса. А почему из золота? Чтобы не ранить их. Золото мягкое, а другие материалы могли бы повредить волос.
Но современные исследования говорят несколько иное. Канифоль, проходя по струне, нагревается, и струна проскальзывает попадая на твёрдую и ещё холодную канифоль. Струна цепляется - давление и температура увеличивается, канифоль плавится, и струна снова проскальзывает. И это происходит много, много раз, создавая звук. Многократное трение и проскальзывание заставляет струну колебаться. Если это так, то становится понятно, почему выбрана именно канифоль. Канифоль достаточно липкая при комнатной температуре и раньше применялась для увеличения трения в механизмах. Но температура плавление канифоли, а главное размягчения не высока - градусов 50-60. То есть смена трения и размягчения происходят в очень узком диапазоне. Трудно подобрать какой либо другой материал, обладающий такими противоречивыми свойствами.
Понятно и почему канифоль используют разную. Канифоль имеет неопределённый состав смоленных кислот. Температура плавления, зависящая от состава, может меняться. Это зависит и от страны, в которой собрали это канифоль, и от сорта сосны, и как у хорошего вина, от года, в котором её собрали. Если зима была холодная, канифоли получается мало, а канифоль в корне отличается, от полученной в тёплый год. Разная канифоль - разная температура плавления и твердость. Это может сильно влиять на звук.
Канифоль более мягкая будет больше проскальзывать и меньше цепляться. Звук будет ровный, может быть, менее эмоциональный и чуть более тихий.
Более твёрдая канифоль плавится при большей температуре, значит - больше дёргает и реже проскальзывает. Звук более резкий и чуть громче.
Но стоит ли отказываться от классической теории звука? Если на гитаре дёргать за струны подушечкой пальцев получается мягкий и не громкий звук. Но если это сделать медиатором, то звук получится громкий и жёсткий. Так может струнам скрипки тоже не всё равно чем за них "дёргают". И именно конский волос с его щетинками даёт именно этот нужный звук?
Наверное, надо сказать, в системе струна смычок происходят куда более разнообразные и сложные процессы. Скорей всего сочетание этих процессов и даёт тот неповторимый звук смычковых инструментов.
Канифоль. Описание. Флюс из канифоли своими руками.>>>канифоль
ТСВ